ЗА КРУЖЕЧКОЙ ВКУСНОГО ЧАЯ

Распространение чая




Если поначалу чай был доступен всем жителям Поднебесной, то после открытия его полезных свойств и вкусовых качеств чай стали использовать в основном как ценное лекарственное средство, а также средство для медитации и упоения. В районе V в. до н.э. крестьяне уже не могли позволить себе чай просто для утоления жажды или голода. Листья чайного куста стали являть собой необычайную важность. Настой чая сделался уделом императора и знати. Правители Китая могли одарить чаем приближенных, и это считалось знаком особой их благосклонности.


Начиная с V-VI вв., с увеличением количества плантаций для императорского двора, постепенно о бодрящих и целебных свойствах чая становится все больше известно иностранным гостям императора. Они по достоинству оценили новый для себя напиток. С IV-V вв. чайный лист становится важной составляющей внешней торговли Китая. Тюрки, монголы и тибетцы во времена династии Тан (618-907 гг.) настолько пристрастились к чайному напитку, что этот период времени смело можно называть "золотым веком" чайной торговли. Именно при династии Тан чай обрел статус национального напитка Китая. В то же самое время чай проник на Японские острова, где уже очень скоро стал частью национальной культуры.


"Экспансия" в Европу началась лишь в начале XVII в. Тогда голландские купеческие тресты принялись поставлять на европейские рынки "китайскую траву", обладающую удивительными свойствами. Чай действительно изначально предлагался как целебная "трава", и напиток из "нее" должен был укреплять здоровье, придавать жизненной энергии. В Польше чай и сегодня называют не иначе, как "хербата" (herbata), что как раз означает в переводе "трава".


Кроме голландцев изначально знали о чае и другие европейцы. Например, португальская королевская семья попробовала интересный напиток из листьев "травы" еще в 1517 году, когда мореплаватели привезли чай из Китая в подарок своему королю. Но португальцы только попробовали, а голландцы, видите, оказались более предприимчивыми.


Вслед за ними на "золотом" рынке чая начали процветать англичане. Благодаря своему мощному и огромному флоту они быстро открывали новые колонии по всему миру. Знаменитая Ост-Индийская компания быстро наращивает обороты по расширению чайных плантаций в азиатских колониях. И уже с конца XVII в. английская аристократия привыкает к вечерним посиделкам в клубах и «чайных домах» за чашечкой экзотического заморского напитка.


Ушлые английские купцы, пронюхавшие о том, какие деньги можно заработать на производстве чая, моментально воспользовались имперским правом насаживать колониям свою волю. А воля была таковой – нам нужен чай, много чая! Очень быстро культивирование чайного растения распространилось по многим частям мира, там, где были английские колонии. Началось все с Индии (знакомый всем цейлонский чай), далее продвинулось по другим колониям Азии и даже Африки (Кения).


В XVII в. чай попробовали в России. Согласно сведениям исторических источников случилось сие в 1638 г., когда русскому царю Михаилу бояре преподнесли знатные дары от монгольского Алтын-хана. Среди мехов, золотых побрякушек и прочей знатной дребедени оказалось и четыре пуда сухой «травы» (около 50 кг). Терпкий напиток царь-батюшка одобрил, узнав о «молодильных» его свойствах. «Зелье» быстро израсходовалось, а запасов так и не было. В те времена «трав целебных» было при дворах хоть отбавляй и о чае на недолгое время позабыли, своих «лекарств» хватало.


30 лет спустя русский посол Иван Перфильев, ведающий делами в Китае, вновь привез чай в Москву. Дорогое (в разы дороже, чем в Европе) чайное удовольствие долго оставалось уделом царей, цариц и приближенных. Не удивительно, ведь путь торговых караванов от Пекина до Москвы длился порой более года. В 1769 г. Россия заключила с Китаем первый договор на поставку чая, и сей продукт активнее стал продвигаться по городам и весям необъятной империи.


Однако по причине дороговизны чай продолжительное время считался «городским напитком», причем довольно долго исключительно «московским».


После того, как Россия открыла морские пути к Китаю, наладила железнодорожные сообщения с дальневосточным регионом, доставка чая резко подешевела. Во второй половине XIX в. «зелье» уже было доступно многим простым людям. Сушки, пряники, конфеты, варенье, молоко и лимоны стали неотъемлемыми атрибутами чайных «посиделок». Пригласить к себе «на чай» считалось эталоном гостеприимных хозяев.


В городах и селах чай полюбился простому народу и так же, как и во многих других странах до того внес определенный вклад в культуру русского народа, стал чем-то родным и постоянным.


Сегодня чай по-прежнему выращивается в основном в Азии: Индия, Китай, Цейлон и др. Но за счет своей доступности, полезности и вкусности чай получил признание на всех континентах. Главные его потребители это Россия, Великобритания, США, Япония и др. Как видите, чай – явно не очень простая штука.

wink



Обновлен 05 авг 2013. Создан 10 июн 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Украина онлайн
Продам коммерческую недвижимостьУкраинское медиционское оборудованиеДобавить в белый каталог сайтов
Каталог сайтов Рейтинг@Mail.ru Белый каталог сайтов Кнехт БКНС Каталог сайтов Всего.RU Goon Каталог сайтов Каталог ссылок. Информационный портал - Старого.NET Нашли.com - тематический каталог сайтов, поиск Каталог webplus.info Каталог интернет-ресурсов - MediumSEARCH.com Профессиональная разработка сайтов в Иркутске Каталог сайтов Premium Catalogue - Каталог сайтов Каталог ссылок, Top 100. Интернет - каталог интернет сайтов Большой Российский каталог сайтов MyKatalog.info аборт, мини аборт, контрацепция,